Динамика погрузки и грузооборота на сети ОАО «РЖД»
в декабре и за 12 месяцев 2017 года в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет
I.Динамика погрузки за декабрь и 12 месяцев 2017 года
Погрузка в декабре 2017 года достигла абсолютного максимального значения за последние 3 года и составила 110,2 млн.тонн. Рост по сравнению с декабрем прошлого года составил на 4,8%. Наилучшую динамику показали черные металлы и лом (+13,3%), строительные материалы (+8,1%), руда (+7,5%). Умеренную положительную динамику показатела погрузка угля (+5,0%) и прочие грузы (+4,0%). Примечательно, что рост погрузки указанных видов грузов в декабре оказался ниже среднегодовых значений. Негативную динамику продемонстрировали нефтеналивные грузы (-0,9%). Погрузка химикатов сохранилась на уровне прошлого года (7,5 млн.тонн против 7,4 млн.тонн годом ранее). Таким образом, уровень погрузки декабря 2015 года был превышен всеми видами грузов за исключением нефтеналивных. |
По итогам 2017 года погрузка составила 1 261,3 млн.тонн и увеличилась на 3,2% по сравнению с 2016 годом. Наилучшую динамику показали каменный уголь и кокс (+8,6%), химикаты и удобрения (+5,1%), а также прочие грузы (+8,1%). Погрузка руды различного рода сохранилась на уровне 2016 и 2015 годов (рост +0,1%). Погрузка нефтеналивных грузов пока сохранилась на уровне прошлого года (-0,3 млн.тонн или -0,1%), но не достигла уровня 2015 года (235,5 млн.тонн против 251,2 млн.тонн) и составляет лишь 93,8%. Итоги погрузки наливных грузов за 2017 год свидетельствуют, что негативная динамика ухода нефтеналивных грузов с железной дороги приостановилась. В рамках улучшения экономической конъюнктуры в 2018 можно ожидать умеренный рост. Негативную динамику показали строительные материалы, включая цемент и лесные грузы (-2,2%). В то же время в отличие от нефтеналивных грузов по сравнению с 2015 году погрузка строительных материалов увеличилась на 0,9% (239,5 млн.тонн. против 233,7 млн.тонн). С учётом наметившегося роста в декабре 2017 года в 2018 году можно ожидать возвращения объемов погрузки строительных материалов к уровню 2016 года. |
Среднесуточная погрузка в декабре 2017 года на сети «РЖД» составила 3,55 млн.тонн в сутки и показала максимум за три последних года. Положительная динамика показателя среднесуточной погрузки продолжает сохранятся с ростом на 0,03 млн.тонн по сравнению с ноябрем и ростом 1,11 млн.тонн к уровню III-его квартала. Среднесуточная погрузка в IV-ом квартале составила 3,52 млн.руб. и также достигла квартального максимума за последние три года. | |
II.Динамика грузооборота за декабрь и 12 месяцев 2017 года
Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов в декабре 2017 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 4,4% и составил 278,8 млрд.ткм. Грузоборот без учета порожнего пробега вагонов также увеличился на 5,2% и составил 219,0 млрд.ткм.
Несмотря на то, что объемы грузооборота как с учётом порожнего пробега вагонов частных собственников, так и без него достигли максимума за последние три года, темпы роста по сравнению с октябрем и ноябрем снизились до 4,4% с 5,5% и 5,3% соответственно. Для тарифного грузооборота снижения достигло уровня 5,2% против 6,1% и 5,8% по сравнению с октябрем и ноябрем соответственно. Таким образом, прогноз о росте грузооборота более, чем на 6,0%-6,2% по итогам года не оправдался. В то же время с учётом ускорения темпов роста погрузки в IV квартале 2017 года в I-ом квартале 2018 года можно ожидать увеличения темпов роста грузооборота. |
Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов по итогам 2017 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 6,0% и составил 3176,2 млрд.ткм. Грузоборот без учета порожнего пробега вагонов увеличился на 6,4% и составил 2491,4 млрд.ткм.
Для сравнения в 2016 году прирост грузооборота составлял 1,5% и 1,6% соответственно, что свидетельствует о значительном улучшении экономической конъюнктуры в Российской Федерации в 2017 году. Однако в связи с замедлением темпов роста грузооборота в декабре темп роста грузооборота в годовом выражении дополнительно снизился еще на 0,1% пункта (до 6,0% против 6,2%, 6,1% в октябре и ноябре соответственно). |
Грузооборот в декабре 2017 года (278,8 млрд.ткм) превысил как уровень 2016 года (267,0 млрд.ткм), так и уровень 2015 года (258,4 млрд.ткм) и достиг абсолютного максимума за трехлетний период. При этом 3-летний тренд роста грузооборота сохраняется.
Темп роста грузооборота без учета порожнего пробега вагонов иных собственников превысил темп роста грузооборота с его учётом, что в целом свидетельствует о повышении эффективности использования подвижного состава и о повышении эффективности управления вагонным парком. |
|
III.Темы роста погрузки и грузооборота в 2016 и 2017 годах
Темпы прироста погрузки в период 2016-2017 годов (к аналогичному месяцу предыдущего периода) |
Темпы прироста грузооборота в период 2016-2017 годов (без учета пробега вагонов частных собственников) (к аналогичному месяцу предыдущего периода) |
На основе данных ОАО «РЖД» о погрузке и грузообороте за декабрь и 12 месяцев 2017 года.