Динамика погрузки и грузооборота на сети ОАО «РЖД»

в декабре и за 12 месяцев 2017 года в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет

 

I.Динамика погрузки за декабрь и 12 месяцев 2017 года

 

Погрузка в декабре 2017 года достигла абсолютного максимального значения за последние 3 года и составила 110,2 млн.тонн. Рост по сравнению с декабрем прошлого года составил на 4,8%. Наилучшую динамику показали черные металлы и лом (+13,3%), строительные материалы (+8,1%), руда (+7,5%).

Умеренную положительную динамику показатела погрузка угля (+5,0%) и прочие грузы (+4,0%). Примечательно, что рост погрузки указанных видов грузов в декабре оказался ниже среднегодовых значений. 

Негативную динамику продемонстрировали нефтеналивные грузы (-0,9%). Погрузка химикатов сохранилась на уровне прошлого года (7,5 млн.тонн против 7,4 млн.тонн годом ранее). 

Таким образом, уровень погрузки декабря 2015 года был превышен всеми видами грузов за исключением нефтеналивных.

По итогам 2017 года погрузка составила 1 261,3 млн.тонн и увеличилась на 3,2% по сравнению с 2016 годом. Наилучшую динамику показали каменный уголь и кокс (+8,6%), химикаты и удобрения (+5,1%), а также прочие грузы (+8,1%).

Погрузка руды различного рода сохранилась на уровне 2016 и 2015 годов (рост +0,1%).

Погрузка нефтеналивных грузов пока сохранилась на уровне прошлого года (-0,3 млн.тонн или -0,1%), но не достигла уровня 2015 года (235,5 млн.тонн против 251,2 млн.тонн) и составляет лишь 93,8%. Итоги погрузки наливных грузов за 2017 год свидетельствуют, что негативная динамика ухода нефтеналивных грузов с железной дороги приостановилась. В рамках улучшения экономической конъюнктуры в 2018 можно ожидать умеренный рост.

Негативную динамику показали строительные материалы, включая цемент и лесные грузы (-2,2%). В то же время в отличие от нефтеналивных грузов по сравнению с 2015 году погрузка строительных материалов увеличилась на 0,9% (239,5 млн.тонн. против 233,7 млн.тонн). С учётом наметившегося роста в декабре 2017 года в 2018 году можно ожидать возвращения объемов погрузки строительных материалов к уровню 2016 года. 

Среднесуточная погрузка в декабре 2017 года на сети «РЖД» составила 3,55 млн.тонн в сутки и показала максимум за три последних года. Положительная динамика показателя среднесуточной погрузки продолжает сохранятся с ростом на 0,03 млн.тонн по сравнению с ноябрем и ростом 1,11 млн.тонн к уровню III-его квартала. Среднесуточная погрузка в IV-ом квартале составила 3,52 млн.руб. и также достигла квартального максимума за последние три года.

 

II.Динамика грузооборота за декабрь и 12 месяцев 2017 года

 

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов в декабре 2017 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 4,4% и составил 278,8 млрд.ткм. Грузоборот без учета порожнего пробега вагонов также увеличился на 5,2% и составил 219,0 млрд.ткм.

Несмотря на то, что объемы грузооборота как с учётом порожнего пробега вагонов частных собственников, так и без него достигли максимума за последние три года, темпы роста по сравнению с октябрем и ноябрем снизились до 4,4% с 5,5% и 5,3% соответственно. Для тарифного грузооборота снижения достигло уровня 5,2% против 6,1% и 5,8% по сравнению с октябрем и ноябрем соответственно.

Таким образом, прогноз о росте грузооборота более, чем на 6,0%-6,2% по итогам года не оправдался. В то же время с учётом ускорения темпов роста погрузки в IV квартале 2017 года в I-ом квартале 2018 года можно ожидать увеличения темпов роста грузооборота.

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов по итогам 2017 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 6,0% и составил 3176,2 млрд.ткм. Грузоборот без учета порожнего пробега вагонов увеличился на 6,4% и составил 2491,4 млрд.ткм.

Для сравнения в 2016 году прирост грузооборота составлял 1,5% и 1,6% соответственно, что свидетельствует о значительном улучшении экономической конъюнктуры в Российской Федерации в 2017 году.

Однако в связи с замедлением темпов роста грузооборота в декабре темп роста грузооборота в годовом выражении дополнительно снизился еще на 0,1% пункта (до 6,0% против 6,2%, 6,1% в октябре и ноябре соответственно).  

Грузооборот в декабре 2017 года (278,8 млрд.ткм) превысил как уровень 2016 года (267,0 млрд.ткм), так и уровень 2015 года (258,4 млрд.ткм) и достиг абсолютного максимума за трехлетний период. При этом 3-летний тренд роста грузооборота сохраняется.

 

Темп роста грузооборота без учета порожнего пробега вагонов иных собственников превысил темп роста грузооборота с его учётом, что в целом свидетельствует о повышении эффективности использования подвижного состава и о повышении эффективности управления вагонным парком.

 

III.Темы роста погрузки и грузооборота в 2016 и 2017 годах

 

Темпы прироста погрузки в период 2016-2017 годов

(к аналогичному месяцу предыдущего периода)

Темпы прироста грузооборота в период 2016-2017 годов

(без учета пробега вагонов частных собственников)

(к аналогичному месяцу предыдущего периода)

 

На основе данных ОАО «РЖД» о погрузке и грузообороте за декабрь и 12 месяцев 2017 года.