Динамика погрузки и грузооборота на сети ОАО «РЖД»

в мае и за 5 месяца 2018 года в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет

 

I.Динамика погрузки за май и 5 месяцев 2018 года

 

Темпы погрузки в мае сохранились на уровне IV квартала 2017 - I квартала 2018 года.

Погрузка в мае 2018 года достигла 110,3 млн.тонн. Рост по сравнению с маем прошлого года составил 3,6%. Высокие темпы роста показали все виды грузов за исключением строительных материалов: прочие грузы (+13,5%), черные металлы и лом (+8,1%), каменный уголь и кокс (+5,6%), химикаты и удобрения (+4,3%), нефтеналивные грузы (+4,3%), руда всякого рода (+2,6%).

Впервые с начала 2018 года нефтеналивные грузы показали рост по сравнению с прошлым годом. Рост к 2016 году составил 6,6%. До этого в марте и апреле динамика колебалась на уровне 2017 года.

Негативную динамику по итогам мая показали только строительные грузы (-4,8%). Причем погрузка цемента уменьшилась на 3,7%, строительных материалов - на 5,6%, промышленного сырья и формовочных материалов - на 8,3%. Погрузка лесных грузов осталась на уровне мая 2017 года. Погрузка строительных грузов снижается третий месяц подряд.

Май стал вторым после апреля в 2018 году месяцем, оказавшим негативное влияние на перевозку строительных материалов, что связано с проведением в этом году Чемпионата Мира по футболу и сокращенным периодом проведения строительных работ в летний сезон. Перевозки строительных грузов в целом могут показать отрицательную динамику по итогам года, что будет отражаться на протяжении 2-3 кварталов.

По итогам 5 месяцев 2018 года погрузка составила 534,9 млн.тонн и увеличилась на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Рост в абсолютном выражении составил 18,0 млн.тонн.

Наилучшую динамику показали прочие грузы (+12,9%), черные металлы и лом (+8,2%).

Умеренную положительную динамику показали химикаты и удобрения (+5,2%), каменный уголь и кокс (+4,7%), руда всякого рода (+2,4%). При этом погрузка угля показывает существенное снижение темпов роста по сравнению с 2017 годом (+4,7% против +9,1%).

Ввиду существенного снижения темпов прироста в марте (-5,3%), апреле (-6,8%) и мае (-4,8%) погрузка строительных грузов по итогам 5 месяцев уменьшилась на 0,8%, достигнув 95,1 млн.тонн, что в целом соответствует уровню 2016 и 2017 годов. В апреле по итогам 4-х месяцев наблюдался рост на 0,4% за счет роста в январе-феврале 2018 года. По итогам 2-ого - 3-его квартала погрузка строительных материалов может снизиться на 5-10%.

Погрузка нефтеналивных грузов показывает негативную динамику (-0,2%), но сохраняется на уровне 2016 и 2017 годов (98,8 млн.тонн против 99,0 и 97,8 млн.тонн соответственно). При этом в мае наметилась положительная динамика, скорее всего, связанная с летним сезоном. Однако повышение цен на топливо в конце мая-начале июня в итоге окажет негативное влияние на объемы перевозок этого вида грузов.

Общее снижение погрузки строительных и нефтеналивных грузов в абсолютном выражении составляет всего лишь 1 млн.тонн. С учетом общей погрузки 534,9 млн.тонн можно сделать вывод, что погрузка всех видов грузов либо возросла, либо осталась на уровне прошлого года.

Положительная динамика погрузки прочих грузов объясняется ростом погрузки зерна (+51,1% или +4,2 млн.тонн) и рекордным урожаем в Российской Федерации в 2017 году.

Погрузка в мае 2018 года увеличилась на 3,8 млн тонн (+3,6%) и достигла 110,3 млн тонн. Наибольший вклад в рост внесли каменный уголь и кокс (+1,7 млн тонн или +1,6%) и прочие грузы (+1,2 млн тонн или +1,1%).

Умеренный вклад внесли нефтеналивные грузы (+0,8 млн тонн или +0,8%), руда всякого рода (+0,6 млн тонн или +0,6%), черные металлы и лом (+0,6 млн тонн или +0,6%), химикаты и удобрения (+0,3 млн тонн или +0,3%).

Отрицательный вклад внесли строительные грузы (-1,1 млн тонн или -1,0%).

Погрузка по итогам 5 месяцев 2018 года увеличилась на 18,0 млн тонн (+3,5%) и достигла 534,9 млн тонн. Наибольший вклад в рост внесли каменный уголь и кокс (+7,3 млн тонн или +1,4%), а также прочие грузы (+5,7 млн тонн или +1,1%).

Умеренный вклад внести черные металлы и лом (+2,9 млн тонн или +0,6%), химикаты и удобрения (+1,8 млн тонн или +0,3%), руда всякого рода (+1,3 млн тонн или +0,3%).

Отрицательный вклад внесли строительные грузы (-0,8 млн тонн или -0,2%), нефтеналивные грузы (-0,2 млн тонн или -0,0%).

 

II.Динамика среднесуточной погрузки в 2016-2018 годах

 

Среднесуточная погрузка в мае 2018 года на сети «РЖД» составила 3,56 млн.тонн в сутки и показала снижение по сравнению с мартом и апрелем 2018 года.

Среднесуточная погрузка за 2 месяца II-ого квартала 2018 составила 3,59 млн.тонн в сутки с ростом +0,08 млн.тонн к уровню I-ого квартала 2018 года.

Среднесуточная погрузка по сравнению с апрелем 2017 года возросла на 125 тыс.тонн, по сравнению с апрелем 2016 года - на 236 тыс.тонн.

 

III.Динамика грузооборота за май и 5 месяцев 2018 года

 

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов в мае 2018 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 4,4% и составил 277,8 млрд.ткм. Грузооборот без учета порожнего пробега вагонов также увеличился на 4,4% и составил 218,8 млрд ткм.

В мае после 4-х месячной положительной динамики наметилось снижением темпов прироста грузооборота (4,4% против 5,2% в апреле), что связано со стабилизацией темпов прироста погрузки на уровне 3,5%.

Темп роста грузооборота за счет порожнего пробега вагонов иных собственников равен темпам роста грузооборота без его учёта, что в целом свидетельствует о снижении эффективности использования подвижного состава и управления вагонным парком.

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов по итогам 5 месяцев 2018 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 4,4% и составил 1364,9 млрд.ткм. Грузооборот без учета порожнего пробега вагонов увеличился на 4,7% и составил 1071,2 млрд.ткм.

По сравнению с прошлым годом наблюдается снижение темпов роста грузооборота. Для сравнения в 2017 году прирост грузооборота составлял 7,1% и 7,5% соответственно.

С учётом сохранения темпов роста погрузки на уровне 3-4% можно ожидать, что темп прироста грузооборота в 2-ом - начале 3-его квартала составит 4-5%.

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов иных собственников в мае 2018 года (277,8 млрд.ткм) превысил как уровень 2016 года (266,1 млрд.ткм), так и уровень 2015 года (249,5 млрд.ткм).

Грузооборот без учёта порожнего пробега вагонов иных собственников в мае 2018 года (218,8 млрд.ткм) превысил как уровень 2016 года (209,5 млрд.ткм), так и уровень 2015 года (189,7 млрд.ткм).

В мае 2018 года наблюдается традиционное увеличение грузооборота по сравнению с апрелем за счет числа дней. Трехлетний тренд роста грузооборота сохраняется.

 

 

III.Темы роста погрузки и грузооборота в 2016-2018 годах

 

Темпы прироста погрузки в период 2016-2018 годов

(к аналогичному месяцу предыдущего периода)

Темпы прироста грузооборота в период 2016-2018 годов

(без учета пробега вагонов частных собственников)

(к аналогичному месяцу предыдущего периода)

 

На основе данных ОАО «РЖД» о погрузке и грузообороте за май и 5 месяцев 2018 года.