Динамика погрузки и грузооборота на сети ОАО «РЖД»

в октябре и за 10 месяцев 2017 года в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет

 

I.Динамика погрузки за октябрь и 10 месяцев 2017 года

 

Погрузка в октябре 2017 года составила 108,1 млн.тонн и увеличилась на 4,5% по сравнению с октябрем прошлого года. Наилучшую динамику показали каменный уголь и кокс (+10,8%), прочие грузы (+9,7%), а также химикаты и удобрения (+7,7%). Причем темп роста погрузки химикатов и удобрений впервые достигли уровня в этом году. 

Негативную динамику продемонстрировали нефтеналивные грузы (-1,0%), и и железная руда (-0,9%). Погрузка строительных материалов сохранилась на уровне прошлого года, что наблюдается впервые с мая 2017 года (рост в последний раз наблюдался в январе 2017 года). 

Продолжился рост погрузки черных металлов и их лома (+5,4%), причем с превышением уровня 2015 года (7,8 против 7,4 млн.тонн). Это говорит об продолжающемся оживлении экономики России. В то же время негативные тенденции уменьшения размеров осуществляемых капитальных вложений в России сохраняется, нулевой рост погрузки строительных материалов в октябре 2017 года позволяет надеется, что эта тенденция измениться. 

По итогам 10 месяцев 2017 года погрузка составила 1045,4 млн.тонн и увеличилась на 3,0% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Наилучшую динамику показали каменный уголь и кокс (+9,1%), химикаты и удобрения (+6,2%), а также прочие грузы (+8,2%). Негативную динамику показывают железная руда (-1,0%), а также строительные материалы, включая цемент и лесные грузы (-3,2%).

Несмотря на то, что погрузка нефтеналивных грузов показала положительную динамику (+0,1%), она не достигла уровня 2015 года (194,4 млн.тонн против 208,1 млн.тонн) и составляет лишь 93,4%. Более того, разнонаправленная динамика последних месяцев не позволяет основательно заявлять, что по итогам года погрузка нефтеналивных грузов увеличится.

В октябре 2017 года продолжилась положительная динамика по погрузке черных металлов и их лома, что в итоге вылилось в рост показателя по указанному виду грузов по итогам 10 месяцев в размере +2,2% (против  +1,9%, +0,7% и +0,2% в сентябре, августе и июле) с превышением уровня 2015 года на 0,1 млн.тонн.

Среднесуточная погрузка в октябре 2017 года на сети «РЖД» составила 3,49 млн.тонн в сутки. В октябре сохранилась положительная динамика показателя среднесуточной погрузки с ростом на 0,03 млн.тонн по сравнению с сентябрем и ростом 0,05 млн.тонн к уровню III-его квартала. По сравнению с предыдущими годами рост среднесуточной погрузки в октябре является нетипичным явлением, что лишний раз свидетельствует об возникновении второй устойчивой волны роста погрузки.

 

II.Динамика грузооборота за октябрь и 10 месяцев 2017 года

 

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов в сентябре 2017 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 5,3% и составил 273,8 млрд.ткм. Грузоборот без учета порожнего пробега вагонов также увеличился на 5,9% и составил 214,8 млрд.ткм.

В октябре негативная динамика замедления темпов роста грузооборота с учётом порожнего пробега сменилась на положительную (5,3% против 4,1%, 4,9% и 5,0% в сентябре, августе и июле соответственно). Аналогичная динамика сопровождает и показатель тарифного грузооборота без учёта вагонов иных собственников (5,9% против +4,3%, +4,8% и 5,2% в сентябре, августе и июле).

Изменение динамики в октябре обусловлена ростом погрузки в сентябре, о чем указывалось в сентябрьской обзоре. Увеличение темпов погрузки в октябре позволяет ожидать более высокие темпы прироста грузооборота по сравнению по итогам 2017 года, чем 6,2%.

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов за 10 месяцев 2017 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 6,2% и составил 2627,8 млрд.ткм. Грузоборот без учета порожнего пробега вагонов увеличился на 6,5% и составил 2061,1 млрд.ткм.

Для сравнения в 2016 году прирост грузооборота составлял 1,3% и 1,6% соответственно, что свидетельствует о значительном улучшении экономической конъюнктуры в Российской Федерации в 2017 году.

Однако в связи с сокращением темпов роста грузооборота в сентябре  темп роста грузооборота в годовом выражении дополнительно снизился еще на 0,1% пункта (до 6,2 против 6,3%, 6,5% и 6,7% в сентябре, августе и июле).  

Грузооборот в октябре 2017 года (273,8 млрд.ткм) превысил как уровень 2016 года (260,0 млрд.ткм), так и уровень 2015 года (254,5 млрд.ткм). В целом в октябре 2017 года сохранился общий 3-летний тренд роста грузооборота. Грузооборот увеличился как по сравнению с сентябрем, так и августом и достиг уровня марта 2017 года - 274,5 млн.тонн, наивысшего уровня за трехлетний период.

 

В то же время темп роста грузооборота без учета порожнего пробега вагонов иных собственников превышает темп роста грузооборота с его учётом, что в целом свидетельствует о повышении эффективности использования подвижного состава и о повышении эффективности управления вагонным парком.

 

III.Темы роста погрузки и грузооборота в 2016 и 2017 годах

 

Темпы прироста погрузки в период 2016-2017 годов

(к аналогичному месяцу предыдущего периода)

Темпы прироста грузооборота в период 2016-2017 годов

(к аналогичному месяцу предыдущего периода)

 

На основе данных ОАО «РЖД» о погрузке и грузообороте за октябрь и 10 месяцев 2017 года.