Динамика погрузки и грузооборота на сети ОАО «РЖД»

в июле и за 7 месяцев 2017 года в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет

 

I.Динамика погрузки за июль и 7 месяцев 2017 года

 

Погрузка в июле 2017 года составила 106,6 млн.тонн и увеличилась на 2,1% по сравнению с июлем прошлого года. Наилучшую динамику показали каменный уголь и кокс (+11,7%), химикаты и удобрения (+9,4%). Негативную динамику показали строительные материалы (-7,7%) и нефтяные грузы (-1,5%).

Погрузка железной руды, хоть и возросла на 0,9%, но все равно осталась на уровне предыдущих двух годов (11,0 млн.тонн).

Впервые за последние несколько месяцев существенно возросла по сравнению с прошлым годом (+4,2%) погрузка черных металлов и их лома (7,5 млн.тонн против 7,2 млн.тонн), при этом привысив также и уровень 2015 года (7,2 млн.тонн).

Погрузка за 7 месяцев 2017 года составила 727,3 млн.тонн и увеличилась на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Наилучшую динамику показали каменный уголь и кокс (+9,4%), химикаты и удобрения (+6,6%), а также прочие грузы (+7,3%). Негативную динамику показывают железная руда (-0,5%), а также строительные материалы, включая цемент и лесные грузы (-1,9%).

Несмотря на то, что погрузка нефтеналивных грузов показала положительную динамику (+0,7%), она не достигла уровня 2015 года (137,5 млн.тонн против 148,0 млн.тонн) и составляет лишь 92,9%. 

В июле 2017 года наметилась положительная динамика по погрузке черных металлов и их лома, что в итоге вылилось в росте показателя по указанному виду грузов по итогам 7 месяцев в размере +0,2%. Однако уровень 2015 года пока достигнут не был (объемы погрузки составляют 98,4%).

Среднесуточная погрузка в июле 2017 года на сети «РЖД» составила 3,44 млн.тонн в сутки. По итогам июля наблюдается негативная динамика показателя среднесуточной погрузки со снижением на 0,02 млн.тонн по сравнению с июнем и на 0,03 млн.тонн по сравнению со II кварталом 2017 года. Однако на основе данных двух последних лет, можно утверждать, что в августве и сентябре она сменится на положительную и по итогам III квартала будет не ниже уровня II квартала.

 

II.Динамика грузооборота за июль и 7 месяцев 2017 года

 

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов в июле 2017 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 5,0% и составил 264,4 млрд.ткм. Грузоборот без учета порожнего пробега вагонов увеличился на 5,2% и составил 208,0 млрд.ткм.

 

В июле наблюдается дальнейшее замедление и существенное снижение темпов роста грузооборота с учтётом порожнего пробега (5,0% против 6,4% в июне - в итоге -1,4%). Аналогичная динамика сопровождает и показатель тарифного грузооборота без учёта вагонов иных собственников, который снижается более быстрыми темпами (+5,2% против 7,2% в июне - в итоге -2,0%). 

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов за 7 месяцев 2017 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 6,7% и составил 1829,0 млрд.ткм. Грузоборот без учета порожнего пробега вагонов увеличился на 7,1% и составил 1433,7 млрд.ткм.

 

Для сравнения в 2016 году прирост грузоборота составлял 1,1% и 1,4% соответственно, что свидетельствует о значительном улучшении экономической конъюнктуры в Российской Федерации в 2017 году.

Однако в связи с сокращением темпов роста грузооборота в июле по итогам 7 месяцев темп роста грузоооборота в годовом выражении снизился на 0,3% (до 6,7% против 7,0% в июне).  

Грузооборот в июле 2017 года (264,4 млрд.ткм) превысил как уровень 2016 года (251,8 млрд.ткм), так и уровень 2015 года (251,7 млрд.ткм). В целом в июле 2017 года сохранился общий 2,5-летний тренд роста грузооборота. Негативная сезонная динамика июня (вызванная, в т.ч. количеством дней) в июле сменилась положительной.

 

В то же время темп роста грузооборота без учета порожнего пробега вагонов иных собсвенников превышает темп роста грузооборота с его учётом, что в целом свидетельствует о повышении эффективности использования подвижного состава и о повышении эффективности управления вагонным парком.

 

На основе данных ОАО «РЖД» о погрузке и грузообороте за июль и 7 месяцев 2017 года.