Динамика погрузки и грузооборота на сети ОАО «РЖД»

в августе и за 8 месяцев 2017 года в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет

 

I.Динамика погрузки за август и 8 месяцев 2017 года

 

Погрузка в августе 2017 года составила 106,2 млн.тонн и увеличилась на 0,5% по сравнению с августом прошлого года. Наилучшую динамику показали прочие грузы (+12,4%), каменный уголь и кокс (+6,9%), а также химикаты и удобрения (+6,2%). Негативную динамику продемонстрировали традиционно для этого года строительные материалы (-9,8%) и нефтяные грузы (-4,5%).

В августе сохранился появившийся в июле рост погрузки черных металлов и их лома (+4,2%), 7,5 млн.тонн против 7,2 млн.тонн. Однако она не превысила уровень 2015 года. Вкупе с ростом погрузки железной руды, хоть и незначительным (+0,9%), это позволяет надеется на положительную динамику перевозок других видов грузов в ближайшие месяцы, а также смену негативного тренда замедления экономического роста в Российской Федерации. 

По итогам 8 месяцев 2017 года погрузка составила 833,5 млн.тонн и увеличилась на 3,0% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Наилучшую динамику показали каменный уголь и кокс (+9,1%), химикаты и удобрения (+6,6%), а также прочие грузы (+7,9%). Негативную динамику показывают железная руда (-0,3%), а также строительные материалы, включая цемент и лесные грузы (-3,1%). Негативная динамика по итогам августа по железной руде смягчается, по строительным материалам - усиливается.

Несмотря на то, что погрузка нефтеналивных грузов показала положительную динамику (+0,1%), она не достигла уровня 2015 года (156,7 млн.тонн против 169,3 млн.тонн) и составляет лишь 92,6%. Более того, отрицательная динамика августа позволяет предположить, что по итогам года погрузка нефтеналивных грузов может сократиться.

В августе 2017 года продолжилась положительная динамика по погрузке черных металлов и их лома, что в итоге вылилось в росте показателя по указанному виду грузов по итогам 8 месяцев в размере +0,7% против +0,2% в июле. Однако уровень 2015 года пока все ещё не достигнут (объемы погрузки составляют 98,6%).

Среднесуточная погрузка в августе 2017 года на сети «РЖД» составила 3,43 млн.тонн в сутки. В августе продолжилась негативная динамика показателя среднесуточной погрузки со снижением на 0,01 млн.тонн по сравнению с июлем и на 0,04 млн.тонн по сравнению со II кварталом 2017 года. Указанная тенденция противоречит ситуации двух последних лет. Решающим месяцем станет сентябрь, однако по его итогам впервые с ноября 2016 года может быть зафиксирована отрицательных прирост погрузки.

 

II.Динамика грузооборота за август и 8 месяцев 2017 года

 

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов в августе 2017 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 4,9% и составил 265,1 млрд.ткм. Грузоборот без учета порожнего пробега вагонов также увеличился на 4,9% и составил 208,2 млрд.ткм.

 

В июле наблюдается дальнейшее замедление с учтётом порожнего пробега (4,9% против 5,0% в июле - в итоге -0,1%), однако уже без существенного снижения. Аналогичная динамика сопровождает и показатель тарифного грузооборота без учёта вагонов иных собственников, который снижается более быстрыми темпами (+4,8% против 5,2% в июле - в итоге -0,4%). 

Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов за 8 месяцев 2017 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 6,5% и составил 2094,4 млрд.ткм. Грузоборот без учета порожнего пробега вагонов увеличился на 6,9% и составил 1642,2 млрд.ткм.

 

Для сравнения в 2016 году прирост грузоборота составлял 1,2% и 1,5% соответственно, что свидетельствует о значительном улучшении экономической конъюнктуры в Российской Федерации в 2017 году.

Однако в связи с сокращением темпов роста грузооборота в августе по итогам 8 месяцев темп роста грузоооборота в годовом выражении дополнительно снизился ещу на 0,2% пункта (до 6,5% против 6,7% в июле).  

Грузооборот в августе 2017 года (265,1 млрд.ткм) превысил как уровень 2016 года (252,8 млрд.ткм), так и уровень 2015 года (198,5 млрд.ткм). В целом в августе 2017 года сохранился общий 2,5-летний тренд роста грузооборота. Негативная сезонная динамика июня (вызванная, в т.ч. количеством дней) в июле и августе сменилась положительной.

 

В то же время темп роста грузооборота без учета порожнего пробега вагонов иных собсвенников превышает темп роста грузооборота с его учётом, что в целом свидетельствует о повышении эффективности использования подвижного состава и о повышении эффективности управления вагонным парком.

 

III.Темы роста погрузки и грузооборота в 2016 и 2017 годах

 

Темпы прироста погрузки в период 2016-2017 годов

Темпы прироста грузооборота в период 2016-2017 годов

 

На основе данных ОАО «РЖД» о погрузке и грузообороте за август и 8 месяцев 2017 года.