Динамическая карта сети железных дорог Российской Империи
Материалы по разработке динамической карты сети железных дорог Российской Империи подготовлены в 2012 году и представлены в докладе «Опыт построения динамической карты развития сети железных дорог в Российской Империи в период с 1838 по 1917 гг.» на конференции «Ломоносовские чтения» в МГУ им.М.В.Ломоносова. При использовании материалов в научных работах ссылка на материалы конференции обязательна.
Алексей Бояхчян.
Форма ввода параметров динамической карты
Описание параметров выбора на форме
Год начала | Начало рассматриваемого пользователем периода строительства сети. Обозначает нижнюю границу выбора отчётного года на панели для построения карт. По умолчанию выбирается в качестве отчётного года. |
Год окончания | Окончание рассматриваемого пользователем периода строительства сети. Обозначает верхнюю границу выбора отчётного года на панели для построения карт. |
Карта | Необходимо выбрать часть территории Российской Империи: Европейскую Россию, Западную Сибирь, Восточную Сибирь или Дальний Восток. Данный параметр введен для того, чтобы не потерять детализацию сети по Европейской России, где располагается основанная доля железнодорожные путей. При этом на картах не отображено строительство железнодорожные линий в Средней Азии, и восточной части Польшы, входившей в состав Российской Империи. |
Якорный год | Данная переменная вводится, если пользователя интересует изменение сети железных дорог в период с «якорного» по отчетный год. При этом белым отображаются железнодорожные линии, построенные в период до «якорного» года, а синим - после. Если данная переменная не указывается, то при построении карты «якорным» считается предыдущий год. |
Общее описание динамической карты сети железных дорог
Динамическая карта сети железных дорог Российской Империи в период с 1838 по 1917 годы иллюстрирует процессы строительства и ввода в эксплуатацию железнодорожных линий в течение указанного периода. Под динамической картой понимается совокупность статических карт, составленных на разные отчетные даты (годы) с использование одной картографической основы (далее – карта-основа). В качестве карты-основы были использованы электронные карты Российской Федерации, приведенные в Томе I «Национального атласа России» [1].
В качестве источников данных о строительстве железных дорог в Российской Империи были использованы следующие источники [2,3,4,5]. На их основе был составлен список начальных и конечных станций. Каждой из них были присвоены координаты (x,y) на карте-основе, а также год ввода в эксплуатацию соединяющей их железнодорожной линии. Указанная информация была помещена в базу данных. Затем была написана программа, которая осуществляет к ней запрос и рисует соединительные линии на карте-основе, построенные в период с 1838 года по отчётный год.
Алексей Бояхчян, 2012 год
Динамическое видео
[1] Национальный атлас России, Федеральная служба геодезии и картографии России: http://www.national-atlas.ru
[2] Железнодорожный Ежегодник 1905-й год, С-Петербург, 1905
[3] Афонина Г.М., Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 2000 гг., М. МПС, 2002
[4] Очерк сети русских железных дорог, её устройства содержания и деятельности по 1892 год: В 3 т., С.-Петербург, 1896
[5] Атлас железные дороги России, С.-Петербург, 1918