История

Дальнего Востока

(статистическое обозрение)



 

Часть I. Пути сообщения

- Перевозки по Уссурийской ж.д.

- Перевозки по Амуру

- Портовая статистика

Часть II. Хозяйство

- Население

- Сбор хлебов

- Фабрики и заводы

- Административные преобразования

Часть III. Карты

Часть IV. Книги



 

 

Статистика перевозок по Уссурийской железной дороге в 1901-1914 гг.

Статистика перевозок по Уссурийской железной дороге представляет собой один из краеугольных камней при выявлении структурных изменений хозяйства областей русского Дальнего Востока в конце ХIX – начале ХХ века. В первую очередь это относится к Приморской области, по территории которой и была проложена Уссурийская железная дорога. При анализе перевозок необходимо обращать внимание не только на структуру перевозок по железной дороге в целом, но и на направления грузов и отправления по станциям. Это позволит избежать ошибочных выводов, поскольку Южно-Уссурийский и Хабаровский уезд существенно отличались по численности населения, наличию предприятия фабрично-заводской промышленности, структурой сбора хлебов, а также структурой хозяйства в целом.

В то же время необходимо учитывать, что в 1906 году Уссурийская железная дорога была передана в ведение Общества Китайской Восточной железной дороге, что определило её тесную связь с последней в последующие годы.

Графический отчет по уссурийской ж.д.

Отображать: не меньше пудов
Размерность: пудов
Статистика по Группам станций

Номенклатура грузов

Годы

Вид статистики

По отправлению
По получению
Хлебные грузы
  Хлеб в зерне
  Мука, крупа, солод
  Тарица, отруби, выжимки
  Семена масличные
Уголь
Лесные строй.мат.
Дрова
Камни не в деле
Алебастр, мел, цемент
Чай
Соль
Рыбный товар

Как пользоваться конструктором?

Представленный инструмент позволяет формировать картограммы и таблицы-шахматки в Excel. Источник данных для обоих отчётов идентичен. Для переключения необходимо выбрать соответствующий пункт горизонтального меню. При создании картографических отчётов пользователи имееют возможность устанавливать: 

1) Отображение данных

На карте будут отображены столбики с данными, только больше указанного значения. Это удобно для выявления основных потоков грузов. Параметр должен быть установлен для суммы значений для выбранных лет. То есть если в 1903 году на станции перевезено 100 тыс.пудов, в 1910 - 200 тыс.пудов, а установлено отображение данных только 250 тыс.пудов, то указанная станция будет выведена на карту, поскольку 100+200>300. Если же установлено 310 тыс.пудов, то станция на карте не появится.

2) Размерность данных

Размерность данных устанавливается в пудах для сокращения написания статистических данных.

3) Статистику по группам станций

После установлки данного параметра близлежащие станции будет объединяться в одну, а потоки между ними исключаться из общей статистики отправлений. Например, Хабаровск и Хабаровск-пристань будут объединены в Хабаровск. Также Владивоскток, Эгершельд, Первая речка, Вторая речка и Хилково будут также объединены в одну. Это же справедливо в отношении Харбина и Имана.

 

Особенности статистики и источники

Данные о перевозках по Уссурийской железной дороге за 1901-1916 годы собраны на основе её статистических отчетов. За 1901 и 1903 годы отчеты были изданы во Владивостоке, за 1910-1916 годы - в Харбине, поскольку в 1906 году ввиду общности задач Уссурийская железная дорога была передана в ведение Общества Китайской Восточной железной дороги и формально стала её Уссурийским отделением, для которого составлялся отдельных отчет, поступавший в Министерство путей сообщения.

Необходимо отметить, что используется статистика перевозок частных грузов малой скоростью, в которую не входят перевозки для личных нужд дороги, в отдельные годы (особенно в 1901 и 1903) составлявшие значительные объемы.

Источниками статистических данных перевозок грузов по Уссурийской железной дороге являются статистические отчеты за 1901, 1903 годы. В них представленые перевозки в детализации по станциям отправления и прибытия всех видов грузов, включая хлебные. С 1910 года хлебные грузы выделяются в отдельный отчет. Титульные страницы источников с содержанием можно скачать с нашего сайта по этой ссылке, тогда как сами источники размещены в библиотечных фондах Центра научной технической информации и библиотек - филиала ОАО «РЖД».

 

Сводные данные о перевозках грузов по Уссурийской железной дороги за 1901-1914 годы

На основе статистических отчетов Уссурийской железной дороги нами были собраны сводные ведомости о движении частных грузов малой скоростью (без поштучных перевозок).

Данные собраны в детализации по видам сообщения: местное сообщение, ввоз, вывоз, транзит.

 

Номенклатура грузов, перевозимых по Русским железным дорогам в конце XIX - начале ХХ века

При изучении статистики перевозок по Русским железным дорогам важное значение имеет понимание номенклатуры грузов. С одной стороны они представлена практически в каждом статистическом отчёте конкретной железной дороги, но с другой - часто встречаются различия за разные годы, а также по дорогам. Так для группы 5.в «Чай» на Уссурийской железной дороге специально выделялись группы 5.в1 «Чай байховый» и 5.в2 «Чай кирпичный», поскольку в период 1910-1914 годы основные объемы чая (80-90%) в Российскую Империю из Китая попадали через порт Владивосток путем перевалки на Уссурийскую железную дорогу.

Собранную нами номенклатуру грузов, перевозимым по Русским железным дорогам по данным нескольких железных дорог и несколких лет можно скачать на нашем сайте в формате Excel.