Стоимость сооружения Великого Сибирского Пути
1. Материалы к изучению
По вопросу определения стоимости сооружения Великого Сибирского Пути можно порекомендовать к прочтению следующие книги:
- Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге за 1900 год.
В путеводителе на стр.88 приводится таблица с фактической стоимостью сооружения построенных и строящихся участков Великого Сибирского пути. Далее в отдельных главах, посвященных отдельных участкам указанные в таблице данные описываются более подробно, хотя и не всегда.
- Сибирь и Великая Сибирская железная дорога. 1896 год
В настоящем издании Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов приводится таблица, которая определяет стоимость сооружения Великого Сибирского Пути в 350 млн.руб. Ввиду раннего времени издания (до завершения основных работ) указанные в книге данные можно отнести к плановым затратам. В то же время ценность настоящего издания состоит также и в том, что стоимость детализирована не только по участкам по видам расходов: отчуждение земель, устройство земляного полотна, искуственные сооружения и т.д. Таблица представлена на стр. 276.
- Сибирская железная дорога в её прошлом и настоящем (1893-1903)
В данной книге в Приложении приводится Таблица с фактическими расходами, понесенные за период 1891 - 1902 годов на строительство Великого Сибирского пути. Также приводится структура плановых затрат на 1903 год. Более в книге приводится размер кредитов, ассигованых на вспомогательные мероприятия, связанные с постойкой железной дороги, в том числе с обустройством переселенческих участков.
2. Факторы, учитываемые в расчётах
В рамках расчетов необходимо четко понимать, что включается в стоимость строительства железной дороги. Земляные работы и работы по формированию нижнего строения пути, укладка материалов верхнего строения пути, приобретение подвижного состава, строительство искусственных сооружений, формирование оборотного капитала железной дороги. В зависимости от включения или исключения той или иной статьи затрат, а также цели исследователя стоимость сооружения Великого Сибирского Пути будет различной.
Вторым важным фактором при определении стоимости Великого Сибирского Пути является необходимость включения (или исключения) работ по строительству вторых главных путей, которые начались практически сразу после ввода в эксплуатацию западных участков Сибирской железной дороги. Затраты на расширения провозных способнойстей одельных участков оказывают сущейственное влияние на определение конечной стоимости. Некоторые исследователи считают, что если бы проект железной дороги изначально предполагал строительство главных путей на отдельных участках с требуемой мощностью пути, итоговая стоимость строительства оказалась бы существенно меньше. В то же время превоначально проект был рассчитан на те объемы грузов (10 млн.пудов в год по указанию Субботина А.П.), которые на тот момент привозились из Европейской России и производились в Сибири в целях вывоза.
Третий фактор требует особого отношения к расходам на сооружение Китайской Восточной железной дороги, которые, с одной стороны, включают затраты на участок Манчжурия - Пограничная, а с другой - Харбин - Порт-Артур. Часть второго: Порт-Артур - Куанчензы - была утерена в результате Русско-Японской войны 1904-1905 годов.
Поэтому в зависимости от стоящих перед исследователем (Ваших) целей результат расчетов будет различным!
3. Популярный расчёт стоимости сооружения
В сети часто делают ссылку на расчет Сергея Сигачева на сайте http://www.transsib.ru. На его примере можно убедиться в необходимости учёта указанных тонкостей. В то же время расчет Сергей Сигачева пользуется достаточной популярностью и его результат (стоимость сооружения Великого Сибирского Пути) даже был включен в Годовой отчёт ОАО «РЖД» за 2011 год.
Алексей Бояхчян