История

Дальнего Востока

(статистическое обозрение)



 

Часть I. Пути сообщения

- Перевозки по Уссурийской ж.д.

- Перевозки по Амуру

- Портовая статистика

Часть II. Хозяйство

- Население

- Сбор хлебов

- Фабрики и заводы

- Административные преобразования

Часть III. Карты

Часть IV. Книги



 

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Дальний Восток Российской Империи в конце XIX – начале ХХ века

(История Дальнего Востока)

 

Освоение Сибири в конце XIX – начала XX века, главными составными частями которого были переселенческое дело и сооружение Великого Сибирского пути, произвело значительные изменение хозяйства её регионов. Однако специфика изменений при переходе от области к области иногда существенно отличалась, что обуславливалось географическими условиями и связностью с привычными русскими рынками. В Западной и Восточной Сибири развитие хозяйственной деятельности происходило за счет интенсификации связей с Европейской Россией, тогда как на Дальнем Востоке ввиду удаленности его областей от Европейской России появлялись торговые связи с прилегающими территориям и странами, имеющими границы с Великим (Тихим) океаном.

В рамках изучения и выявления изменений хозяйства Дальнего Востока, а ровно и изучению истории Дальнегов Востока в конце XIX - начале ХХ века, в означенный период мною был собран статистический и картографический материал, который, как я надеюсь, будет полезен и Вам в Ваших исследованиях схожей тематики. Более того, на каком-то этапе я пришел к выводу, что совмещение картографической и статистической информации позволяет на основе визуальной анализа лучше понять динамику хозяйственного процесса.

Для этого я сделал конструктор картограмм, который в качестве основы использует исторические карты Дальнего Востока того периода и располагает на нем статистические данные в виде столбчатых диаграмм. В итоге получился аналог геоинформационной системы, который отличается меньшей трудоемкостью создания и лучшим качеством итоговой картинки.

В целом же в этой теме размещена статистика Дальнего Востока Российской Империи в конце XIX – начале XX века, представлены источники по истории Дальнего Востока. Выводы о структуре хозяйства описаны мною в отдельных статьях, и поэтому опускаются, дабы не морочить ими голову пользователям.

Настоящее статистическое обозрение, посвященное истории Дальнего Востока в конце ХIX - начале ХХ века, для удобства пользования разбито на пять частей. В третьей и четвертой части приводится картографические и описательные источники.

Алексей Бояхчян

 


 

 

Часть I. Пути сообщения и перевалка в портах Дальнего Востока


Анализ перевозок грузов и пассажиров по путям сообщения позволяет определить основные направления движения грузов и хозяйственные связи между уездами областей и областями Дальнего Востока. К основным внутренним путям сообщения Дальнего Востока в конце XIX – начале XX века относятся участки Великого Сибирского Пути: Китайская Восточная и Уссурийская железные дороги – а также водные пути Амурского речного бассейна. Большое значения играла перевалка грузов в портах Владивостока и Николаевска-на-Амуре. В целом же история развития путей сообщений является неотъемлемой частью истории Дальнего Востока.

 

 

Статистика перевозок по Уссурийской железной дороге в 1901-1914 гг.

Статистика перевозок по Уссурийской железной дороге представляет собой один из краеугольных камней при выявлении структурных изменений хозяйства областей русского Дальнего Востока в конце ХIX – начале ХХ века. В первую очередь это относится к Приморской области, по территории которой и была проложена Уссурийская железная дорога. При анализе перевозок необходимо обращать внимание не только на структуру перевозок по железной дороге в целом, но и на направления грузов и отправления по станциям. Это позволит избежать ошибочных выводов, поскольку Южно-Уссурийский и Хабаровский уезд существенно отличались по численности населения, наличию предприятия фабрично-заводской промышленности, структурой сбора хлебов, а также структурой хозяйства в целом.

В то же время необходимо учитывать, что в 1906 году Уссурийская железная дорога была передана в ведение Общества Китайской Восточной железной дороге, что определило её тесную связь с последней в последующие годы. Таким образом, изучение истории эксплуатации Уссурийская железной дороги необходимо для понимания истории Дальнего Востока.

 

Статистика судоходства по водным путям Амурского речного бассейна в 1901-1911 гг.

Очень часто перевозки по водным путям Амурского речного бассейна в начале ХХ века вообще не рассматриваются исследователями, которые делают заключения относительно развития хозяйства (экономики) Дальневосточных областей в этот период. В действительности, это в корне неправильно, во-первых, потому что по объемам перевозок они были сопоставимы как с Уссурийской, так и с Китайской Восточной железной дорогой, а во-вторых, потому что судоходство по Амуру играло гораздо большую роль, чем Амурская железная дорога, полностью открытая для эксплуатации лишь в 1916 году. История судоходства по Амуру является необходимым составным элементом при изучении стории Дальнего Востока.

 

Прибытие судов и грузов в порты Владивостока и Николаевска-на-Амуре в 1901-1911 годах.

Статистика прибытия судов с грузами во Владивосток и Николаевск – главных порты Российской Империи на Тихом Океане в конце ХIX – начале ХХ века также может свидетельствовать о характере интенсификации хозяйственной деятельности Дальневосточных областей. Хотя она приводится и без детализации по видам грузов, но динамика распределения судов по странам и указание на их средний тоннаж, говорит об изменениях в портовом хозяйстве. История портового хозяйства Владивостока и Николаевска-на-Амуре также является составлным элементом истории Дальнего Востока.

 


 

 

Часть II. Хозяйственная статистика Дальнего Востока

 

Население Дальнего Востока в 1891-1914 годах

Рост численности населения областей Дальнего Востока представляет собой занимательный для изучения процесс. А интересен он в первую очередь неточностью данных в разных источниках, а также их регулярным отсутствием за отдельные годы. Особенно это характерно для северных областей, где кочевое инородческое население учитывалось приблизительно, цифрами с тремя нулями. Динамика роста населения является необходимым элементом при изучении истории Дальнего Востока в конце ХIX - начале ХХ века.

 

 

Сбор хлебов в Приморской, Амурской и Камчатской областях

Сбор хлебов в Дальневосточных областях также имел свои особенности. Во-первых, наибольший урожай собирался в Амурской области и в Южно-Уссурийском уезде Приморской области. Во-вторых, структура сбора в зависимости от уездов различалась: на севере преобладали овес и картофель, на юге – пшеница, овес и гречиха. При изучении истории Дальнего Востока в конце ХIX - начале ХХ века необходимо обязательно рассматривать специфику сбора хлебов в Приморской и Амурской областях.

 

 

Фабрично-заводская промышленность в 1897-1914 годах

Статистика заведений фабрично-заводской промышленности привлекает своей несопоставимостью и необходимостью аккуратного использования. Если взять один и то же отчет за разные годы, том в нем можно заметить много несоответствий. Однако несмотря на это очень часто исследователи берут общую цифру годовых оборотов всех предприятий, несмотря на то, что номенклатура предприятий претерпевает существенные изменения. Надеемся, что этот факт будет Вами учтен! Изучение истории Дальнего Востока в конце ХIX - начале ХХ века, безусловно, будет неполным без учета динамики развития фабрично-заводской промышленности.

 

Административные преобразования на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX века

А вообще-то при использовании статистики Дальнего Востока в целях обеспечения её сопоставимости необходимо учитывать административные преобразования дальневосточных областей, часть их которых были сведены нами в отдельный раздел, чтобы у Вас была возможность им пользоваться от случая к случаю. Примечательно, что наибольшее число изменений произошло в Приморской области, включая выделение из ней в 1909 году Камчатской области, а также преобразования её Южно-Уссурийского уезда. Учёт истории администратиных преобразований является необходимым условием при изучении экономической истории Дальнего Востока.


 

 

 


 

Часть III. Карты Дальнего Востока Российской Империи

Безусловно, разобраться что было к чему на Дальнем Востоке, да и ещё в такое далекое время (конец XIX – начале ХХ века), практически невозможно без картографического материала. Благодаря доступности интернет технологий появилась возможность сделать банк карт, диаграмм, планов городов того времени, который собственно и доступен в этом разделе. Карты в целом посвящены истории Дальнего Востока в конце ХIX - начале ХХ века.

 

Часть IV.  Источники по истории и статистике Дальнего Востока 

Для тех, кто не любит копаться в картах, но любит читать, по истории Дальневосточных областей Российской Империи мы можем предложить следующий набор занимательной литературы. По итогам её прочтения мы обещаем, что Ваше понимание положения дел на Дальнем Востоке коренным образом измениться. Также изменится и понимание истории Дальнего Востока.